- 15 -

Краткая характеристика фольклора Нижневеликорецкого региона (зоны).

"Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области". Псков. 1997 год.

 

Народная музыкальная культура районов современной Псковской области, находящихся в нижнем (отчасти – в среднем) течении р. Великая и в южной и юго-западной части так называемого Псковского Обозерья представляет собой один из замечательных историко-культурных памятников. Экспедиционные исследования, проведенные Санкт-Петербургской консерваторией в этом регионе (научный руководитель экспедиций А. М. МЕХНЕЦОВ), охватили обширную территорию Псковского, Печорского, Палкинского, Пыталовского районов. В Псковский район было осуществлено 3 экспедиционных выезда (1981 – лето, 1982 – зима, 1990 – зима), обследовано 40 населенных пунктов 6 сельсоветов (Залитского, Теребищенского, Середкинского, Гверздонского, Верхолинского, Писковичского), объем звукозаписей 806 текстов.

В Печорский район консерватория выезжала 5 раз (1981 – лето, 1982 – зима, 1983 – зима, 1984 – зима, 1992 – зима), обследовано 127 населенных пунктов 7 сельсоветов (Кулейского, Круппского, Печорского, Новоизборского, Лаврского, Паниковского, Изборского), объем звукозаписей – 3933 текстов.

В Палкинский район было осуществлено 4 экспедиционных выезда (1983 – зима, 1984 – зима, 1987 – лето, 1990 – зима), обследовано 185 населенных пунктов 6 сельсоветов (Родовского, Качановского, Новоуситовского, Палкинского, Васильевского, Черского), объем звукозаписей – 1931 текст.

В Пыталовский район состоялось 4 экспедиционных выезда (1983 – зима, 1984 – зима, лето, 1990 – зима), обследовано 93 населенных пункта 9 сельсоветов (Скордовского, Линовского, Скадинского, Дубновского, Вышгородского, Гавровского, Тулинского, Носовского, Жоговского), объем звукозаписей – 1273 текста. Всего по данной зоне: 445 населенных пунктов 28 сельсоветов, общий объем звукозаписей – 7943 текста. Данная территория представляет собой, с точки зрения распространения и бытования фольклорных традиций, единое целое (разумеется, с большой степенью вариантности конкретных фольклорных явлений).

Среди важных научных открытий, сделанных в этих районах, следует особо отметить зафиксированную традицию русской гусельной игры (принципиально отличающуюся по приемам игры и репертуару от соседних балтских, финно-угорских традиций), богатейший в своей сохранности музыкально-поэтический комплекс свадебного обряда – с сольными и групповыми причитаниями и несметным множеством песенных сюжетов, с особой, уходящей к древнейшим пластам народной культуры, формой голосовой «подводки», связывающей в единое целое как традицию свадебных «опеваний», так и формы «опеваний» («окликаний»), бытующие в комплексах вечерочной и календарно-обрядовой сфер (припевки на вечерках, припевки на толоках, во время других полевых работ). Следует отметить достаточно хорошую сохранность этнографических сведений об обрядовой системе и быте этих земель.

Изучение фольклорных традиций этих мест чрезвычайно важно для сознания значения данного региона как историко-культурной границы Великой Руси.

СВЯТКИ. Святочные вечерки – гуляют друг у друга по очереди или парни откупают избу. Печь (по некоторым сведениям) не топили, собирались в холодной избе, было множество игр, водились хороводы. Варили «собину» (кутью) – девушки приносили по стакану риса.

Повсеместно – пение поздравительных песен – КОЛЯД И ВИНОГРАДИЙ, колядовать ходили девушки, пели под окном и «припляхавали». «Как повыпала порошка снегу белого, виноградье красно-зеленое!» (с описанием «терема» хозяина). Записаны и краткие формы коляд (без припева, сюжет тот же). За дарами заходили в дом, хозяева дарили хлебом, пирогами, лукошком зерна, деньгами. Рано утром в Рождество дети обходили каждый двор, ходили со «звездой», пели под окном рождественскую молитву. Вечером с пением молитвы шли женщины. Их тоже одаривали.

РЯЖЕНЫЕ. Местное название «комедить», ходить «обладивши» («обделавши»), а также – «цыганить», «волыниться»). Запрягали сани и ездили по деревням. Было распространено переодевание в одежду противоположного пола. Рядились в старинные вышитые рубахи, мазались сажей, свеклой. Зайдя в избу, плясали, «пели со-бачьи». Маски следующие: Нелюди – «чудо» (сарафан подвязывали, подняв подол к голове, на голове решето, в рукава палки), «бесы», «черти» (накрывались простыней, хвост приделывали); носили с собой чучело (одежду набивали соломой). Среди антропоморфных: «поп», «беременная баба», «баба с дубиной; а также: Предки – «дедок»; «покойника» в челне приносили, отпевали. Чужаки, прохожие: «солдат», «цыгане». Зооморфные маски: «журавль», «медведь» (в двух вывореченных шубах, надетых на руки и на ноги), «волки» (два парня, стоящие на четвереньках спинами друг к другу, связанные вместе и накрытые пологом, сверху посажен гармонист).

ГАДАНЬЯ. «Колодец» из лучинок клали под подушку с приговором «Суженый-ряженый, приходи коня поить»; клали пояс под подушку; мочили рукав с приговором: «Пятница Прасковея, скажи поскорее»; таракана в коробке несли на кресты (куда побежит); камни кидали в прорубь (слушали, какой будет звук); раскаленный камень опускали в воду (в бане); с завязанными глазами шли под гору на реку, мочили лучину, несли ее домой, там зажигали (загорится или нет);  башмаки кидали через баню; спрашивали имя будущего жениха под окнами; воск топили; гадали по следу, оставленному на снегу (ложились спиной на снег, выйдя из бани), «снег пололи» на крестах; глядели в зеркало; опускали кольцо в стакан; носили петуха в избу (что клюнет); в жернова клали иголку (слушали скрежет); гадали на мусоре; под опрокинутую чашку клали разные предметы (нож, кольцо, хлеб и др.), старуха вела девушку с завязанными глазами – она выбирала (что вынется); через дымник в бане опускали веревку, привязывали ее к ноге, дергая веревку, приговаривали «Суженый-ряженый, приди и разуй меня» (потом слушали, какие звуки почудятся в печной трубе). Следует отметить также некоторые «приемы» ворожбы (направленной на привлечение внимания парней, привораживание их) – в чело печи кричали: «Замуж хочу!»; на помеле и бороне катались на кресты (помело нужно было для этого украсть), на одно помело садились до трех девушек, на крестах помело ломали, разбрасывали в разные стороны.

СВЯТОЧНЫЕ БЕСЧИНСТВА – затягивали на крышу дровни, бороны. КРЕЩЕНИЕ, служба на колодце. Рисовали везде крестики углем и мелом. Крестики из лучинок ставили у проруби, у колодца, носили в поле, на село, в погреб – на картошку, на мешки с зерном.

МАСЛЕНИЦА. За неделю до Масленицы ходили на кладбище, голосили на могилах. Последняя перед Масленицей неделя называется «жигальница». Нельзя стирать (по поверью – платье сгорит). Женщины по вечерам ходили на улицу петь долгие песни. Пели всю неделю. Пели «Не одна во поле дорожка», «Молодость моя молодецкая», «Зеленися, мой зеленый сад в огороде» (и др. – см. ниже перечень сюжетов лирических песен, приуроченных к масленичной и пасхальной обрядности). С пением песен ходили рядами по улицам, взявшись под руки. В четверг «загуливали», в пятницу зятья ездили к тещам в гости на блины. В субботу – «бабий праздник», складчина. Женщины рядились («свадебникам нарядившись, обладившись женихом и невестой»). Могли рядиться и старухи. Делали также рыбный праздник – выносили столы на улицу, угощались. Гадания на Масленицу – выбегают с блином – кто встретится, спрашивают имя мужа (или свекрови, если встретится женщина). «Как побегут с блином – значит весна пришла». В Масленицу парни требовали выкупа с молодоженов, катали «шелугу» (подобие мяча) по деревне, заставляли молодого выкупать.

КАТАНЬЯ – катались с горок, катались на лошадях. Детей катали «на длинный лен» - чем больше детишек набивалось в сани, тем считалось лучше; во время езды пели частушки, подкидывали вверх пригоршни снега – чем выше подкинут снег, тем длиннее вырастет лен. Кричали: «Лен-лянок! Урадись залатист, шелкавист!» Молодежь каталась с пением долгих песен. В Масленицу валялись в снегу.

Для КОСТРА дети собирали дрова и всякое старье «на огнище», ездили по деревне, крича: «Дров-салома, пара веников!». Костер жгли в 11-12 часов ночи на специально отведенном (в каждой деревне) месте – на берегу реки, на льду озера, за околицей в поле, на горке. Складывали «стогом», делали «столб» из соломы. Называлось «жечь масло». Дети бегали вокруг костра, кидали «масляты», (зажженные палки – факелы). У костра пели долгие песни, плясали «воздынув руки» (иногда под скрипку, гусли). Есть сведения и о чучеле из соломы. В воскресенье обязательно бывали ярмарки, в том числе известны также «ярмарки невест» - девушки съезжались, парни и их родители присматривали невест. Последний день – прощеное воскресенье – «прощались» друг с другом, ходили прощаться «по жихарям», старикам на печи лицо мазали сажей.

СОРОКИ. Сорок клецок пекли, одна с копейкой (кому достанется, тот будет счастливым).

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ. Собирались, но песен не пели.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Умывались с яйцом, матери стегали детей вербой.

ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ. Бабы собирались, гуляли сами. Чесали голову под березой.

ПАСХА. В первый день женщины ходили по деревне, шли на гору, пели «Как летели гуси», «Стою я на горушке», «Повыйдемте, белые лебедушки» и другие песни (см. перечень сюжетов). Ставили качели («зыбочки»), молодежь приходила из других деревень на качели, водили хороводы («ходили в тынок»). Катали яйца. Основные сюжеты лирических песен, исполнявшихся на Масленицу и Пасху: «Дорогая наша Масленица, дорогая полюбовная», «Как одна в поле дорожка пролегла», «На бережке камешок разбелешенек лежит», «На море орел с соколами говорил», «Как грымнул-то гром перед тучею», «Я скажу сама себе, я, красная девушка», «А я по полю, млада, ходила», «У кустичка, у ракитова», «Молодость моя молодецкая», «У ворот сосна долго выросла», «Отдала меня матушка за мхи, за болота», «А на клюцу-то клюцу да на колодице», «Что я в горку шла да диво видела», «Ах ты волюшка моя волюшка, воля дорогая», «Что повыйдемте, белые лебедушки», «За рекой гусаричек сено косит», «Ой голубь-голубочек», «Стой, березушка, не шатайся», «Как у вдовушки, у сиротушки было девять сынов», «Как на моречке на моряночке», «Что по край моря, по край синего», «Голуби сели-пали у вдовушки на дворе», «Как летели гуси да погагатывали», «Не в золоту трубушку трубили», «Горы Воробьевские», «Ой, повыйду-то я на горушку», «Зеленися ты, зеленися, мой зеленый сад в огороде», «Пойду с горя во чисто поле», «Не в бору ли кукушечка куковала», «Что нам, девочки, в люди торопиться», «Ой, ты Ваня – разудала голова», «Аленький цветочек, что ж ты ранешенько повял», «Вниз по матушке по Волге», «Ты калинушка-размалинушка».

ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ. Обход скота с решетом. В решете пара яиц, икона, зажженная свеча, жито, шерсти клок. Обходили скот во дворе. Жито раскладывали на поле. Яйца зарывали по сторонам у ворот. Опрыскивали скот святой водой. Пастуху давали клецку, оставшуюся с сороков.

ТРОИЦА. Приносили из леса березки, ставили на улице, украшали дома. Сходят в церковь, потом идут «березки», женщины шли отдельно, собирались в роще, устраивали складчину. Носили березовые ветки на могилы, голосили на могилах. После Троицы в первое воскресенье устраивали женский праздник (см. также о женских «братчинах» ниже) гуляли по три дня, «вписывали в женшчыны маладух», каждая молодуха должна была принести на праздник пирог.

При первом ГРОМЕ кувыркались. Отмечены причитания на кукушку.

ТОЛОКИ. Навозные толоки – навоз возили перед петровским постом. Варили просяную кашу, ели квас со снетками, толокняный кисель, варили также кашу из разных круп – ячменной, пшеничной, овсяной. Обливались. На толоках пели своеобразные припевки с долгими хоровыми распевами, припевая парней к девушкам: «Хароший моладец Иван Иванович! О-о-о! Яму пондравилось Мария Иванавна! О-о-о!», Были также картофельные толоки (осенние), варили «покопальную» картофельную кашу.

ИВАН КУПАЛА («Иван цветный»). Были съезжие праздники, ярмарки. Существовало понятие «ходить на зелень» (о гулянье), «Огнища» жгут (дети навозят дров на ржаное поле). Гуляет у костра только молодежь, прыгают через костер. Поднимали «смаляки» (пни), специально для этого припасенные. По поверью, «колдовщики на Иванов день шествуют по полям, кто зная колдовать». На Иван собирали целебные травы.

ГАДАНЬЕ. На Иван – загадывали на цветок богатки («божанки»), пускали на воду венки, пересаживали капусту (загадывали на рассаду).

У женщин – свое гулянье – «СТРАДКИ настрадают». Женский праздник в канун Ивана (а также и в другое время летом) – «настрамничают», - озоровали: молодых опрокидывали в воду, обязательно купались сами.

ЖАТВА. Зажин – обвязывли первую пясточку вокруг серпа. Ставили первую пясточку в красный угол. Зажинала та женщина, «что посчастливее». Дожин – дожинала девочка; варили «аржаную пожинальную» кашу. Завязывали несжатый участок. В поле припевали парня к девушке («Хороший молодец» - как и на толоках). Инструментальная традиция данной территории знаменательна, прежде всего архаическими формами наигрышей, связанных с уличными гуляньями и ярмарками (своеобразные шествия по улицам в престольные праздники с пением частушек под игру деревенских музыкантов.), плясками (как на вечераХ, так и на уличных гуляньях). Среди распространенных инструментов: крыловидные гусли, балалайка, гармоники. Особенно отметим записи старинной игры на гуслях во всех районах данной зоны. Основные наигрыши: уличная игра (на гуляньях, ярмарках) – скоборя-горбатого–под драку; суметчина-сиротинка; качановская; половинка; под пляску – русского, барынька, кружка, казачка, кадриль, страдания, «беса водить», «суп варить».

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СВАТОВСТВО. Свадьбы играли зимой. Сваты приходят вечером, выбрасывают за порог клюку (кочергу), начинают иносказательный разговор: «Нет ли коровы продажной…» и т. П. Если сватовство идет успешно, родители невесты накрывают на стол, дают залог (платок, что-то из одежды, деньги). Если отказывают, говорят: «жених рогатку вытянул», «жениху бросили шапку в лохань».

Родители невесты ездили смотреть хозяйство жениха, этот обычай называется «ДЫМНИЧАТЬ», «МЕСТО СМОТРЕТЬ». На 3-4 день родные жениха едут к невесте, окончательно договариваются о свадьбе («СМОЛВИНЫ», «ПОКЛАДИНЫ»). СРОК – неделя или две до свадьбы. Девушки ходят к невесте, помогают ГОТОВИТЬ ДАРЫ, украшают цветами елочку – Красу, поют свадебные песни. Жених навещает невесту, привозит гостинцы, катает девушек по деревне.

НЕВЕСТА «СКУЧАЕТ» (Палкинский, Пыталовский р-ны), плачет, нанимали старушку приголашивать. За день до свадьбы невеста с двумя Подружками едет «ЗВАТЬ РОДУ», («ЗАЗЫВАТЬ РОДУ») на свадьбу. Так же – жених с Братьями. Сирота в первую очередь посещает могилку, голосит. Зафиксированы архаические формы причитаний – как сольных, так и групповых. В КАНУН свадьбы жених привезет невесте мыло, конфеты. Невеста дарит жениху рубаху, полотенце. Невеста с Подружками ходит по деревне, заходит в каждый дом, ПРОЩАЕТСЯ (Печорский р-н). подруги собираются к невесте, дарят, прощаются, плачут, поют песни.

Подружки ведут невесту в БАНЮ с голошением. Моются жениховым мылом. Сходные обряды – в доме жениха, без плачевых форм.

ВЕЧОРКА (ВЕЧЕРИНКА) – вечером после бани в доме невесты собирается молодежь, приезжает жених с Братьями, сидят за столом, поют свадебные песни и припевки. Кашники (невестина родня) везут в дом жениха и развешивают полотенца, занавесы и др. – «НЕВЕСТА УБИРАЕТ ИЗБУ».

СВАДЕБНЫЙ ДЕНЬ. У дома жениха и невесты украшают ворота – «Флаги вешают» - платки, полотенца.

УТРОМ СВАДЕБНОГО ДНЯ в доме невесты собирается родня, устраивают небольшое застолье («ПЕРЕХВАТКА»). Певицы могут опевать гостей за «перехваткой». Затем невесте «ЧЕШУТ ГОЛОВУ», садят на перевернутую квашню, невеста плачет, подруги поют: «Учеши головушку, моя родна матушка», - подзывают всех родных. Каждый проводит гребнем по волосам и кладет деньги невесте в платок на колени – НАДЕЛЯЮТ НЕВЕСТУ. Затем девушки выталкивают квашню ногами за дверь, чтобы скорее выйти замуж (Печорский р-н).

Сесты (Подружки) под руки ведут невесту на улицу ПОКЛОНИТЬСЯ НА ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ (Печорский р-н). после этого Дружка вызывает приговором отца, мать, всех родственников БЛАГОСЛОВИТЬ НЕВЕСТУ, НАДЕЛИТЬ ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ к «золотому венцу». То же порядок действий соблюдается в доме жениха. После благословения невесту заводят за стол, ждут жениха, а в некоторых местах – отправляют КАТАТЬСЯ,

В Печорском районе жених не мог не заезжать в дом невесты до венца («СВАДЬБА НА ОДИН СТОЛ»). В таком случае они съезжаются на пути к венчанию. Братья откупают подушки у Сестер.

НЕВЕСТА КЛАНЯЕТСЯ В НОГИ жениху, они целуются. Дружка заводит жениха и невесту в одни сани, садит на подушки, все едут к венцу. Если ЖЕНИХ ПРИЕЗЖАЕТ за невестой – БОЛЬШАЯ СВАДЬБА. Дверь не открывают. Дружки переговариваются, нужно откупать. Мать встречает с подносом, с вином. Женихова Дружку перевязывают полотенцем, стараются, чтобы невестино полотенце было над жениховым. Дружка колотит кнутом по слеге, приговаривает, крестит дорогу, ведет всю свадьбу. Братья выкупают у Подружек подушки. Дружка заводит жениха и невесту за стол. Садится женихова родня (Поезжане).

НАЧИНАЕТСЯ СВАДЬБА, певицы опевают женихову родню, невестину, всю застолицу, припевали парням «невест». Родня невесты носит угощение «переменами». Последнее блюдо – кисель. Когда отойдет стол, Подружки с пением подносят КРАСУ – наряженную цветами и лентами елочку (или ленту и повой на блюде). Жених выкупает КРАСУ, срывает ленточки и бросает их на девушек. Жениха и невесту вместе БЛАГОСЛОВЛЯЮТ К ВЕНЦУ. Дружка ведет и усаживает их в сани, трижды объезжает свадебный поезд. Невеста бросает по народу конфеты, пояс.

От ВЕНЦА едут к жениху. Молодым ЗАГОРАЖИВАЮТ ДОРОГУ, вздымают сани «на Ура». Дружка откупается вином. Свекровь КРУТИТ МОЛОДУЮ (Печорский р-н). молодые пьют вино, остатки выливают на голову лошади. СТОЛ У ЖЕНИХА. Молодых кормят отдельно. Дружка ЗАВОДИТ МОЛОДЫХ ЗА СТОЛ по лавке, Посыпальная Сестра сыплет житом и хмелем. Дружка (или свекровь, свекор) РАСКРЫВАЕТ МОЛОДУЮ – палочкой снимает наброшенный на голову платок, все кричат «Ура!» Молодая одаривает родню жениха, затем обходит застолье с подносом, угощает по рюмочке. Певицы величают («опевают») гостей. НА ВТОРОЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ будят молодых, бьют горшки. Родня жениха ходит по деревне, выставляя на показ невестины дары – «ДАРАМ МАХАЮТСЯ» (Печорский р-н).

Приходят РЯЖЕНЫЕ – женщины «абделавши чертям», рядились в мужскую одежду, изображали «врача», чудили по-всякому. Завершался свадебный обряд ОТВОДИНАМИ («переводинами»). Если свадьба была УХОДОМ – делали «поклонные столы». Напевов и поэтических текстов свадебных песен на данной территории великое множество («пели в свадьбу страшно много, только думай…») Следует заметить, что в музыкальном отношении на данной территории имеется несколько очень ярких и своеобразных локальных традиций. Однако, можно говорить о сюжетно-тематическом единстве, едином репертуаре для всех районов – Псковского, Печорского, Палкинского, Пыталовского и части Островского (левобережье), где особенно выделяются богатством и сохранностью традиций Печорский и Палкинский районы. Кроме того, отметим, что так называемые «опевальные», песни, величания и корильные могут иметь один и тот же напев, исполняться в разные моменты обряда (как до венца, так и после него), а также – в некоторых случаях один и тот же текст может распеваться и на напев опевальной песни, и на напев припевки. Приводим перечень основных сюжетов, сохраняя условное разделение на опевальные-величальные-корильные и свадебные припевки (в основу перечня положен репертуарный список по записям из Печорского района; эти же сюжеты распространены по всей данной территории, отдельно даны сюжеты песен, записанные в других районах).

ОПЕВАЛЬНЫЕ - НЕВЕСТЕ «Не вей, буйный ветер, по широкой улице», (ходят по деревне, зовут на свадьбу) «Сяду я, сиротушка, на дубову лавочку», «Растопися, парна баенка», «Береза белая, зелена кудрявая», «В Ярославе-городе стоит верба в золоте», «Не плачь, наша Аннушка, отдаем тебя за умного», «Наша утренняя заря, восточная звезда», «На горы калининка, под горой малининка», «Сине море на волнах стоит» (Анна на думах сидит) «Мой родной батюшка, учеши головушку», «Мой родной батюшка, прости-бласлови», «Благословлялось солнушко да у светла месяца», «Благословенья просит княгиня у батюшки», «Стояла тученька перед красным солнушком», «Расшаталась в садцу грушица», «Сияло солнышко перед светлым месяцем», «Прощеньица просит Анна у батюшки», сиротские: «Стоит верба без маковки» («У сосенки нету маковки») «Уж вы реки мои речушки», «Невеселая свадебка без кормильца-батюшки».

ЖЕНИХ ЕДЕТ ЗА НЕВЕСТОЙ «Родима матушка, походи по горенке», «Матушка вокруг дитытки увивается», «Дубок зелененький, пошто сыро колешься», «Наш братец миленький, голубочек беленький», «Поедешь, Иванушка, на чужу сторонушку», «Стояли кумани, пошибши головы», «От крутого крыльца, от точеного столба оторвались кумани», «Иван Иванович, что ж ты рано женишься», «Приезжай ко Дунаю душа добрый молодец», «Во наш высок терем взошел светел месяц», «Не видали девушки, как сокол в терем влетел», «Не было воды, не было воды, понахлынуло», «В поле туман расстилается, князь по двору разъезжается».

ОТЪЕЗД К ВЕНЦУ «Когда груша взошла, когда выросла», «Повели похвальную через девять городов», «На море, на море, на тихой заводи», «На горке, на горке, на желтом песочке», «Не спеши, голубушка, на чужую сторонушку», «Растужися, Натальюшка, по своей сторонушке», «Воротися, Надюша, воротись, Ивановна», «Не выплывай, утушка, с зеленой тресты», «На нашей улице все снег да вьялица», «Береги, князь молодой, нашу милу подружку», «Грымнул гром перед тучею, ливнул дождь перед солнушкой», «Помаленьку, бояра, со горы спускайтеся», «На нашей улице кони разыгрались», «Ко божьей церквы ехать страшным-страшнешенько», «С Богом, детынька», «Спасибо, батюшка, накормил сытешенько», «Брошу ключи на дубовый стол, что теперь я вам не ключница».

ВСТРЕЧА ОТ ВЕНЦА «Из-за лесу темного, с-за березья белого», «Соколы вы соколы, далеко ль вы летали», «Стучит-гремит земля под вороным конем», «Слетал соколушка на чужу сторонушку», «Весел князь, весел князь, от венца едучи», «Давно гостей ждвли, давно дожидали», «Родимая матушка, выходи на улицу», «Стречай-ка батюшка, дорогих гостей», «Кормилец батюшка со родимой матушкой», «Вьюн у воды, вьюн у воды увивается», «Жаловала теще гостей на высок крылец», «Дружка, иди, дружка, иди, сокола не веди», «Встанем, девочки, каменной стеной», «С терема до терема переходы лежат», «Гоголь по речке плывет, за собой гогольку ведет», «Голубь со голубушкой, откуль солетелися», «Во нашу горницу ведут нову дворницу», «Скачи-тка, друженька, да на лавочку», «Я сестра, я сестра, посыпальная», «Ягода с ягодой во бору росли».

ЗАСТОЛЬЕ «Боже, благослови, Христос, игру заигрывать», «Раскройся, яблонька, покажи свое лицо», «Наш князь молоденький, Иван Иванович», «Молодая боярыня, Анна Ивановна, скажи, пожалуйста», «Расшанитесь, гостеньки, по всей застолице», «Сел-пал соловьюшко на ракитовый кусток», «Не сдымай, друженько, высоко голову», «Благодарствуй, князь, на твоих подарочках», «Послушай, князь, что тебе говорим», «В Лавровском во селе очень девки дешевы», «Ой, хоробрый друженька, ваша верна служенька», «У моей-то матушки гарнитуровый платок», «Слепые кашники в огород заехали», «Съели быка, съели быка неободранного», «Соберемтеся, девки, споемте «Ура».

ПРИПЕВКИ «Растопися, парна баенка», «Байничек-коробайничек», «Окол саду, окол вишенья», «Что по блюду было блюдечку», «По сеням было по сеничкам», «Во саду виноград растет, во зеленом наливается», «Там за речкою свечи топятся», «За речушкой там огонь горит», «Край дорожки березки стоят», «Листик листоватый, а кто у нас неженатый», «Ай, лужок-лужок, зеленешенек», «Соловейка молодая во зеленый сад летая», «Что во этой рощице грибы уродилися», «Ехал я к теще по дубовой роще», «Кто у нас эти горы прикатал», «На горке, на горочке стояла сосеночка», «Раздайтесь-расшанитесь, сени новые», «У чарочки, у серебряной золотой веночек», «Что не сив-то конь берегам бежит», «Летел орел, летел сизой, сел-пал у ворот», «Бегала галка по ельничку», «Не лежи, черна куна, у крута берега», «Ах ты голубь-голубок, голубь сизенький», «Теща для зятя пирог пекла», «Старая курица к огороду тулится», «Боровска река не вся глубока», «Что ж, Иванушка, не женишься», «Говорили – Иван не богат», «В нас Иванушка кудри чесал», «Истоптана травина», «Иванушка-рыболов», «Две сережки, две яхонки», «Ты пчела ли наша пчелушка», «Иванушка-рачек по бережку скачет», «У Иванушки сени новы», «Боровские девки гулевые были», «Я по жердочке шла, я по тоненькой», «Как на горы стоит мельница», «Настасьюшка траву жала», «У старого мужа молода жена», «В нас Иванушка рыбу ловил», «В огороде река разливалась широка», «По лугам кони попущены», «Иван женится, Васильевич женится», «Не тужи в нас, Евгеньюшка», «Окол столика двухгранного», «Не любила в нас Татьянушка ни белиться, ни мазаться», «А ты, друженька, не скупися», «Друженька хорошая», «А мы, девушки, перепели, мы пивца-винца захотели», «Женихово пиво мы пивали».
НА 2 ДЕНЬ «Вставай-ка, дроченка, вставай-ка, неженка», Дополнительные сюжеты по Палкинскому району: «Наделяй-ка, батюшка, наделяй-ка, матушка», «Перед ясным образом стояла квашоночка», «Пойди к нам за завесу, мы дадим красавицу», «За дубовым столом сидит наша сестрица», «Неяственный денек без красного солнышка», «У родного батюшки жила и две воли видела», «Хороший молодец Иван Иванович, ему хорошую девушку Марью Ивановну», «В Николаевом тереме свечи топятся», «Как вставал ранешенько, умывался белешенько», «Боже мой, благослови, да на утренней зари», «Оглянись, княгинюшка, на свою сторонушку», «Украли пташечку с зеленого садика», «Улетае пташечка за сини моря», «Воротися, дитятко, возьми свою красу», «Откатилось яблочко от сахарной яблони», «Влетел соловьюшко в высокий терем», «На нашу улицу не двина надвинулась», «Ой, куда ездил-гулял, куда тебя бог носил», «Сокол-соколенок, где летел-сполетывал», «Выходил князь молодой на широкую улушку», «Родима матушка, выходи на улушку, перейми голубушку», «Прими-ко, батюшка, со пути-дороженьки», «На синим на море, на тихом на боре» (гуси солеталися) «Господа застольные, на четыре стороны», «Не спеши, матушка, расставлять дубовы столы», «Приходите, тетушки, расставляйте столы», «Не сиди-тка, друженька, на князевом местечке», «Ура! В Ваньки женка хороша!!, Припевки: «Шапочка соболева на окошечке пролежала», «Расшаталась в саду грушица», «Приезжицки мальцы денежны-богаты», «Что ль на горы часовня стояла», «Молодка, молодка молоденькая «Зажгу свечуц сальну, побяжу во спальню», «Едя барыня на лаковых санях», «Где же ты был, мой черный баран», «На пруду, на речке плавали дощечки», Дополнительные сюжеты по Псковскому району: «Красота ли моя красота», «У елины нету маковки», «Во бору сосонка не заломанная», «Ну ж вы реки, вы реки полные», «Веселая горница да сорубленная», «Во тумане красно солнышко», «Уплыла-уплыла утка во сине море», «Сокол летит, сокол летит, да весь лес шумит», «Встречай-ка, батюшка дорогих гостей», «Выйди, теща, выйди ласковая», «Ты взойди, солнышко, супротив свету белого», «Вил соловей, вил соловей себе гнездышко», «На Ивановом дворе стояла смородина», «Любо ль тебе, матушка, привижденье мое», «Здорово, друженька, со твоим добрым поездом», «И полный двор, и полный двор лошадей нагнали», «И ты не стой, друженька, в терему высоком», «Не печалься, друженька, недалеко вам ехать», «Пала порошица на талую землю», Припевки: «Земляничина-ягода, земляничина садовая», «Что на горы, на горы красота», «Свалился Владимир с коня», «Что у солнышка луны ясные», «Прилетел соловей на окно», «Дружка, не стой, у тебя конь не свой», «Красно солнышко низешенько, а Марья живет близешенько», «Вино мое вино зеленое», «Луговушка была луговая, молодушка молодая», «По бережку конь бежит, золотой уздой побрякивает», «А нам дали чару, а мы выпили», «Верба, верба, вербочка», «Не за речушкой, не за быстрою, не огонь горит», «Скамейка дубова, дубова», «Сивый конь ходит по бережку», «Ишли девки с фонаречком, уронили уголечек», «Мы мостили мосточки, подмащивали», Дополнительные сюжеты по Пыталовскому району: «Сиротинушка, где же твоя мамонька» («скучали») «Ох ты свет-Христос, спусти меня с небес» (сироте-жениху) «Погуляй, гуляночка, на своей сторонушке».

ХОРОВОДНЫЕ и плясовые песни исполнялись на зимних вечерках, на весенних и летних уличных гуляньях. Плясовые песни звучали также на свадьбах. Основные сюжеты: «Я поеду во Китай-город гуляти», «Долина-то долинушка», «Привязала жена мужа ко белой березе», «Как по морю, морю синему», «Из-за лесу, лесу темного» (там ишли-прошли два молодца) «Из-за лесу, из-за гор подымалась туча-гром», «А мы, девушки, горох сеяли», «Как на горке, на пригорке, в государевой конторке», «Вокруг саду-винограду, (распашу широкую долину) «Ой, по улице дождь и мороз», «На улице дождик, по широкой частый», «Мы посеемте, девки, лен», «Я посею лебеду на берегу», «Я стояла у колодца, у воды», «Я бегу-бегу по поженке», «Уродилася Дуняша не велика, не мала», «Что вилась капуста, зелен кочешок», «В хороводе были мы»,

ПОХОРОННЫЕ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ Как умрет, вывешивают за окно полотенце (или на угол дома). По покойнику причитают. После ужина оставляли пищу умершему на ночь. В гроб клали стружки, подушку, набитую листьями от веников. Покойника обряжали в белую рубаху с тканым поясом, суконные тапки. Женщине надевали белые чулки до колен с узором, платок. Как похоронят, на могилу стелят полотенце, ставят еду, обходят всех с кутьей. После похорон выходят на гору и крестятся, кланяются три раза. В девятый день раздавали баранину, гороховые лепешки всем, чтобы помянули. Поминальная пища – гороховая или рисовая кутья, белый овсяный кисель. Последнее блюдо поминального стола – овсяный кисель, который запивают медовой сытой. Поминальные дни – девятый, двадцатый (не везде), сороковой. Радуница, родительские субботы – масленичная, троицкая, дмитровская. (Васевская Е. А.)

 

"КАДАСТР. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ". ПСКОВ, ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. С. М. КИРОВА. 1997 год.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: